Александр Чурин рассказал о планах развития транспортной системы с 2021 года

Александр Чурин рассказал о планах развития транспортной системы с 2021 года

Кировская городская агломерация станет пилотом при переходе на систему брутто-контрактов.
Сегодня, 21 декабря, в областном правительстве состоялось рабочее совещание по вопросу развития транспортной системы в Кировской области. Совещание провел председатель правительства Кировской области Александр Чурин, в нем участвовали зампред правительства Роман Береснев, профильные министры, депутаты кировской городской Думы и ОЗС, перевозчики.

Открывая совещание, председатель правительства Кировской области обратил внимание, что в регионе несколько лет не менялась транспортная система обслуживания, поступают многочисленные обращения от жителей, которые указывают на основные проблемы пассажирских перевозок (изношенный транспорт, не соблюдаются интервалы движения и т.д.). Кроме того, область развивается, строятся новые микрорайоны и дороги, открываются новые маршруты, которые необходимо организовать комплексно, чтобы они были удобны и экономически выгодны для перевозчиков.

В 2020 году пандемия коронавирусной инфекции достаточно серьезно затронула отрасль пассажирских перевозок: в период ограничительных мер упал пассажиропоток, и, как следствие, снизилась выручка, от которой зависит финансово-хозяйственная деятельность предприятий. На поддержку отрасли правительство Кировской области направило 135 млн рублей. Эти средства помогли поддержать перевозчиков и не допустить остановки транспортного сообщения.

По словам министра транспорта Кировской области Николая Соколова, на сегодняшний 87% перевозок в регионе приходится на автомобильный вид транспорта, им ежегодно перевозится свыше 117 млн пассажиров.

— Пассажирские перевозки автомобильным транспортом выполняют более 70 организаций различных форм собственности. Количество регулярных маршрутов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории области – 437, в том числе 87 межмуниципальных маршрутов и 346 муниципальных маршрутов, из них в городе Кирове – 52, — рассказал Николай Соколов.

Транспортное обслуживание населения области ведется органами исполнительной власти в соответствии с полномочиями. Однако, органы местного самоуправления, у которых ограничены бюджеты, не в полном объеме могут обеспечить транспортное обслуживание населения. Большая часть средств уходит на содержание имеющегося автопарка. В ряде районов обострился вопрос транспортного обслуживания.

— В 2020 году мы провели масштабную работу по вопросу улучшения транспортной системы в целом для Кировской области. Провели несколько рабочих совещаний с Внешэкономбанком, Сбербанк-лизингом по вопросам поставки техники в лизинг, подробно изучили опыт регионов по решению аналогичных проблем. В результате, оценив все минусы и плюсы, пришли к выводу, что для Кировской области наиболее подходит система работы по брутто-контрактам, — рассказал Александр Чурин.

По словам председателя правительства, брутто-контракты предусматривают оплату за фактически выполненные рейсы исходя из 1 км пробега. Вся выручка от платы граждан за проезд будет поступать в областной бюджет и распределяться между перевозчиками.

— То есть независимо от пассажиропотока перевозчики будут иметь стабильный доход. Кроме того, планируется перейти на заключение длительных контрактов сроком до семи лет – на жизненный цикл автобуса. Таким образом, перевозчики смогут планировать свою деятельность на долгосрочный период, фактически это будет госзаказ. Система работы брутто-контрактов позволит, прежде всего, сохранить не только государственные компании, работающие в сфере общественных перевозок, но и частные, которые будут работать в рамках государственно-частного партнерства, — объяснил Александр Чурин.

На сегодняшний день между правительством и ВЭБ.РФ достигнуты договоренности по поставке техники в лизинг при наличии у перевозчиков брутто-контрактов с областью. Кировские перевозчики получат льготы, а также отсрочку первых платежей на срок до двух лет. Это даст им возможность закрепиться на рынке и обрести финансовую устойчивость. Также с регионом готова сотрудничать и компания «Русский автобус».

С целью улучшения экологической ситуации планируется закупить автобусы на газомоторном топливе. Подобный механизм реализован в Тверской области, где удалось обновить автопарк на 438 единиц.

Как подчеркнул председатель правительства, перейти на новую систему брутто-контрактов планируется уже с января 2021 года, пилотом станет Кировская городская агломерация (Киров, Слободской и Кирово-Чепецк). Первым этапом перехода станет перераспределение полномочий по организации пассажирских перевозок от города Кирова на региональный уровень. Подобные законы приняты в семи субъектах РФ, включая Нижегородскую область, Республику Марий-Эл.

— Перед нами стоит большая, сложная и социально значимая задача – сделать общественный транспорт комфортным и удобным для жителей региона. Решать ее нужно взвешенно и поэтапно. Мы уже сейчас можем перейти к планированию перевозок, к планам по закупкам автотранспортной техники, — объяснил Александр Чурин. — 2021 год станет переходным периодом. За следующий год мы должны закупить новые автобусы, создать необходимую инфраструктуру для обеспечения перевозок, посмотреть на шероховатости, которые возникнут. Таким образом, нам удастся исключить дублирующие муниципальные и межмуниципальные маршруты, повысив эффективность используемых машин.

Генеральный директор «Автотранспортного предприятия» Денис Пырлог поддержал переход на систему брутто-контрактов.

— Будет правильным уйти от погони за выручкой, тому пример опыт Перми: есть контракты, в соответствии с которыми перевозчикам оплачивается километр пройденного времени. И так будет правильно. Больше не будет «хлебных» и убыточных маршрутов. Наше дело – перевезти пассажиров и перевезти качественно. Поэтому идея перехода на брутто-контракты очень хорошая, — прокомментировал Денис Пырлог.

На первом этапе в 2021 году планируется перевести на новую систему оплаты город Киров, на втором этапе — Слободской и Кирово-Чепецк. При положительной тенденции на новую систему организации пассажирских перевозок будет переведена вся область.

По итогам обсуждения депутаты высказались за то, чтобы рекомендовать законопроект к повторному рассмотрению на пленарном заседании Законодательного собрания.

Пресс-центр Правительства Кировской области